О Научной фантастике

О Научной фантастике

    Дорогие друзья! Захотелось поразмышлять на тему научной фантастики и фантастике вообще. А нужна ли научная фантастика? Можно вспомнить имена таких известных писателей как Жюль Верн, Айзек Азимов, Иван Ефремов, Александр Беляев, Рэй Брэдбери, Алексей Толстой, Станислав Лем и многих, многих других. Список можно продолжать до бесконечности. Все они писали в так называемом жанре научной фантастики, где говорилось о технологиях и научных открытиях, их захватывающих возможностях; о позитивном или негативном влиянии, о парадоксах, которые могут возникнуть в случае появления тех или иных вещей. Такие книги будили воображение, заставляли думать о будущем и о науке. Помнится мне, как восхищались «Страной багровых туч» братьев Стругацких и «Туманностью Андромеды» Ивана Ефремова. После этих книг открывалась вера в человечество и научно-технический прогресс. Ведь писателям удавалось не только описать придуманные ими события далёкого будущего, но и предугадать множество вещей, которые уже вошли в наш обиход.

  В современной литературе тоже много писателей, пишущих в жанре «science fiction», как называют научную фантастику во всех уголках мира. Но большинство книжных полок магазинов занимает другая фантастика: боевики, колдовское фэнтези, постапокалипсис, и многое другое. Естественно, и эта литература нужна читателям и многие произведения в этих жанрах, безусловно, являются шедеврами на все времена. Вспомнить только произведения Джона Р.Р. Толкиена, Роджера Желязны, Роберта Силверберга и других. Или пугающие истории о руинах апокалипсиса Дмитрия Глуховского. Всякая литература находит своего читателя. Как говорится – лишь бы легко читалось и захватывало с головой.

  На фоне всего этого книжного великолепия, настоящая научная фантастика, остается на втором плане. Даже в книжных гипермаркетах она занимает скромные полки где-то внизу. Но мне кажется – время «science fiction» ещё не прошло. А возможно – оно ещё впереди.

  А вы как думаете? И, если вы любите фантастику, какие ваши любимые авторы и произведения?

+4
294
RSS
11:17
+2
Интересное размышление.
Считаю, что именно научная фантастика дает человеку какой-то толчок к развитию. А сколько технических прогрессов к нам пришло из «далекой» научной фантастики, и сколько еще придет.
thumbsup
11:49
+1
Спасибо за мнение. Я тоже согласен, что НФ дает толчок новым изобретениям.
13:09
+2
Позволю себе немного не согласиться.
Не претендую на истину в последней инстанции, могу лишь размышлять на своём собственном примере. blush
Как наверное большинство читающих ровесников, я «переболел» в детстве Жюлем Верном, Гербертом Уэлсом и конечно незабвенным «Гиперболоидом инженера Гарина». Затем плавно перешёл на Ефремова, Азимова и других фантастов, книги которых попадали мне в руки. Вот сейчас размышляю — а ПОЧЕМУ я их читал взахлёб?
Какой такой «толчок к развитию» могли дать мне эти книги во второй половине ДВАДЦАТОГО века? Все эти описанные в них «чудеса» науки и техники могли удивить людей в веке 19-м, но никак не во времена космических полётов и расцвета ядерной физики. И вот уже с «высоты» прожитых лет могу сам себе ответить — совсем не технические и научные «чудеса» меня прельщали в фантастике. Даже в школьных учебниках физики и химии про чудеса можно было прочесть больше, я уж не говорю про толстенькие научно-популярные журналы. ЛЮДИ, и их поступки в нетривиальной обстановке меня интересовали. Потому постепенно и «снизилась» планка моего чтения до «Крысы из нержавеющей стали» и «Стэна». Чужемирными пейзажами уже никого не удивить, достаточно научно-популярные сериалы посмотреть, а вот в поступках людей всё же можно нарыть какие-то неизбитые темы и дать пищу для фантазии.
Вот в смысле человеческих отношений, конфликта Добра и Зла, наверное и может дать «толчок к развитию» любая фантастика, как и в целом литература.
ИМХО.
13:32
+1
Хм, интересное мнение.
Хотя уже даже из современной фантастики что-то появляется в жизни. Взять хотя бы например автомобиль, которым не нужно самому управлять jokingly
13:50
+1
Ну про роботизированные автомобили я ещё читал в 5м классе. Когда в стране развитого социализма «копейка» считалась показателем роскоши и богатства. )))) А в 21м веке это давно не фантастика. Другое дело что дорого для серийного выпуска.
Ну, гиперболоид, положим, был фантастикой. А сейчас вполне существует в том или ином виде. Иван Ефремов предположил существование кимберлитовых трубок, Айзек Азимов писал о роботах тогда, когда про них только у Айзека Азимова и читали. Жюль Верн в романе «Властелин мира» описал прообраз винтокрылых летательных аппаратов.
И в настоящее время существует вероятность придумать то, что будет когда-нибудь.
16:27
+2
То о чём писали Жюль Верн, Уэллс и Азимов — было доступно человеческой фантазии. Я даже могу логически обосновать на чём основывались их фантазии. Но вот как сейчас придумать что «будет когда-нибудь»??? Когда для подавляющего большинства человечества даже те вещи, с которыми они встречаются ежеминутно — вещь в себе, чёрный ящик. Спросите у выпускников школы про устройство их гаджетов, которыми они друг перед другом хвастают… И 99% успешно сдавших ЕГЭ вам такого наплетут… eyes Что слова Карлсона про тётеньку в ящике — верхом логики покажутся. Так же как и про тёмную материю или бозон Хигса вам внятно не каждый кандидат физико-математических наук расскажет.
А вот люди и их поступки несколько тысячелетий остаются прежними, и останутся понятными. Они и интересны, но уже в антураже постапокалипсиса или при исследовании взрыва Сверхновой. ))))
16:43
+1
Про людей и их поступки — спору нет. Это само собой, самое увлекательное в НФ. Но в современном мире остаётся ещё множество не изобретённых вещей. Когда-то один из философов уже высказывался, что всё, мол, изобретено. Однако осталось ещё великое множество не придуманного.
13:00
+2
наверное, НФ- это отражение чаяний человека и его устремлений в науке и технике, и через это, в лучших творениях НФ, попытка понять пути развития и возможные формы всего социума. а отсюда уже в ней и рассмотрение человеческих отношений, вопросы морали и т.д.
а фэнтези это другое, это гипертрофированная детская сказка, сказка для взрослых, в чем то, по прежнему, остающихся детьми. мы хотим сказок, мудрых и наивных, героических и жестоких, возможно, в этом часть нашей детской сути.
Фантасты — писатели, которым удалось в своих сказках предвосхитить некоторые события, такие как полет в космос, трансплантацию органов, появление робототехники и другое… Возможно, они — провидцы. Но сказка остается сказкой. Я всегда своих учеников заставляла искать ошибки, допущенные авторами и приводить доказательства «Почему этого не может быть» с научной точки зрения.
14:13
+2
Интересно, Ирина, а ученики соглашались, даже не спорили? Мне кажется, что судить о том, сказка это или возможный атрибут будущего слишком самонадеянно.

Путешествия во времени — научная фантастика или сказка? Кто как думает?
А что спорить? Возьмем к примеру «Человек-амфибия». Профессор пересадил мальчику акульи жабры. Это возможно? Нет! «Челюсти», если внимательно почитать, насыщены такими ошибками, противоречащими поведению акул.
Путешествие во времени? А кто путешествовал уже?
Путешествие во времени? А кто путешествовал уже?

Все люди! Своим ходом — год, за годом! smile
14:44
+2
Путешествия во времени на основе научного эксперимента — не знаю, может и были, но скрываются. А собранных историй о случайных путешественниках из прошлого в будущее в сети достаточно много. Некоторые из них проверены и задокументированы. Факты и фотографии о возможных пришельцах из будущего в далёкое или недалёкое наше прошлое тоже есть.
Насчёт возможности пересадки акульих жабр человеку ничего сказать не могу.
14:52
))) А я бы о «путешественниках во времени» поспорил. )))) Обычно в конце концов это оказывается чистейшей фальсификацией. А вот про жабры и всякие другие «усовершенствования» человека — это уже НЕ фантастика. Как производятся сейчас сорта помидоров вызревающие за Полярным кругом, так и человека можно вырастить хоть с жабрами хоть с крыльями. Но запрещены эти эксперименты. Хотя конечно проводятся в секретных лабораториях.
Но трансплантация-то невозможна…
Жабр — может и нет, но других-то органов — пожалуйста.
Ну, так в этом и есть ошибка.
15:04
+1
Таинственная история произошла и в 1952 году в Нью-Йорке. В ноябре на Бродвее был сбит неизвестный мужчина. Тело его доставили в морг. Полицейских удивило то, что молодой человек был одет в старинную одежду, а в кармане его брюк были обнаружены такие же старинные часы и нож, изготовленный в начале века. Однако удивлению полицейских не было предела, когда они увидели удостоверение, выданное около 8 десятков лет назад, а также визитки с указанием профессии (коммивояжер). Проверив адрес, удалось установить, что указанной в документах улицы не существует уже около полувека. В результате расследования удалось выяснить, что погибший являлся отцом одной из долгожительниц Нью-Йорка, пропавшим около 70 лет во время обычной прогулки. Чтобы доказать свои слова, женщина предъявила фото: на нем была дата – 1884 год, а на самом фото был изображен погибший под колесами автомобиля мужчина в том же странном костюме.

Альманах НЕПОЗНАННОЕ: Реальные случаи перемещения во времени
15:33
))) Если подобные «сенсации» собрать воедино, то окажется что среди нас минимум 20-30% «пришельцев» из прошлого и будущего бродят. Что-то не встречались. ((( К фальсификациям люди были склонны не только в прошлом-позапрошлом веке, но и тысячелетия назад. ))))
Случай из жизни. АБСОЛЮТНО реальный, за достоверность ручаюсь.
Середина 80х годов. Сидим с начальником сейсморазведочной партии в его кабинете играем в шахматы. Забегает инженер-гидравлик (ИНЖЕНЕР!!!!!!).
— Мужики! Газеты читали?! Пришельцы прилетели!!!
Серёга — мужик начитанный, ответил фразой из «Собачьего сердца» про вред от чтения газет. Гидравлик не успокаивается, продолжает настаивать на своём, подрывается в свой вагон и волокёт газету. В ней небольшая статейка подобного содержания: «Я, собственный корреспондент газеты ».....", веду репортаж из окрестностей деревни Тупоглупова, с места приземления космического корабля наших братьев по разуму. Так как поблизости нет фототелеграфа, я не могу переслать в редакцию фотографии пришельцев и их корабля, но зато пересылаю рисунки сделанные собственноручно.....".
Обычно ведь каждый своё замечает:
— Это как? Фотки он переслать не может, но зато рисунки — запросто???
Серёга о своём:
— Что-то название деревни странное. Почти из Салтыкова-ЩЩедрина.
Гидравлик покрыл нас по матушке и убежал делиться сенсацией с другими обитателями вагон-городка. На следующий день в газете вышло разъяснение что эта статья была напечатана в честь дня смеха (1е апреля тогда было).
Это пример того, как легко рождаются сесации. А если бы в газете не напечатали разъяснение, то половина страны Советов была бы АБСОЛЮТНО уверена что корабль действительно сел, и теперь и его и его пассажиров изучают в суперсекретных лабораториях Конторы Глубинного Бурения…
Человек-амфибия понятно, что ерунда. А вот Айзек Азимов в своих произведениях предвидел появление 3D-фильмов, беспроводных технологий, смартфонов, спутниковой связи и интернета. А заодно и строительство солнечных электростанций в пустынях.

Ну, и я о том же, многие их фантазии — реалии настоящего времени.
15:06
Тут высказывалось очень много разнополярных мнений… Видимо так и должно быть.
Но есть законы жанра, в том числе и в фантастике. Подразделов множестов- космическая, научная, социальная, юмористическая, с элементами триллера, фантастический боевик и т.д. есть авторы на все времена такие как Стругацкие, Лем, Мерль, Шекли, Гаррисон, Катнер, Бредбери и т.д. У каждого есть и сильные и слабые произведения.
С фэнтези сложней, жанр сильно размыт, если в саге о Хоббитах, есть глобальные размышления про передел мира на кануне второй мировой войны, про добро и зло.
То Гарри Поттер, действительно «Горшок» в который можно свалить всё, ведь варево будет жрать читатель. Правда в психиатрии это называется бредом сивой кобылы…
Извиняюсь за свое мнение, что Солярис водиночестве превосходит бредовую эпопею
Насчёт «Соляриса» я, допустим, согласен. И вообще уважаю творчество Станислава Лема. А вот «Гарри Поттер» никак не про мне))))
15:48
Ещё забыл упомянуть таких замечательных писателей как Ларри Нивена с его «Миром Кольца» и Барри Лонгиера с эпопеей «Враг мой» и конечно же Гарри Гаррисона с его «Эдемом». Величайшие романы-эпопеи.
Самый же величайший в истории научно-фантастический роман всех времён и народов это «Дюна» Фрэнка Герберта.
Фантасты ХIХ века верили в то, что научно-технический прогресс сам по себе есть благо, то есть развитие техники автоматически принесет счастье человечеству. Отсюда и повышенное внимание к техническим описаниям. Мол, «нас электричество от голода избавит». Но потом была Первая Мировая и вся эта новоизобретенная техника показала на что она способна. Потом была мечта о Космосе. Вот человечество вырвется в Космос и будет всем счастье. Однако вот и в Космос вырвались, а счастья-то по-прежнему нет. Что делать, о чем писать? В сущности, научная фантастика всегда давала людям некую мечту, которая достижима при помощи техники. Но парадокс заключается в том, что новая техника изобретается быстрее, чем человек изобретает мечту. Фантасты просто не знают, что делать с новыми открытиями и как они могут повлиять на человека. А посему (это сугубо мое мнение) действуют привычно. Идут двумя путями. Либо новые гаджеты — это счастье, либо — угроза. Исходя из этого и строится сюжет. А что касается фэнтези, так ведь всегда человечество нуждалось в сказках. Особенно сегодня, когда мы наблюдаем массовую инфантилизацию населения. Быть вечным ребенком очень удобно. А ребенок нуждается в сказках. И в общем-то, это не ново. Не сейчас ведь сказано «Честь безумцу, который навеет человечеству сон золотой».
Загрузка...
|
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Литературный Клуб "Добро" © 2018 Работает на InstantCMS Иконки от Icons8 Template cover by SiteStroi