Идол

Идол

Над спящим поселеньем утром ранним
Шамана бубен грозно забубнил.
И этот бой был вовсе не камланьем,
Предвестником опасности он был.
 
Над морем только солнце появилось,
Окрасив воду в золотистый цвет.
И непонятно, что же вдруг случилось?
Для паники причин, как будто, нет.

Но в бубен бьёт шаман, тревогу сеет,
Гудит набат: Беда! Беда! Беда!
Стучит шаман, рука уже немеет:
— Сюда скорее все! Сюда! Сюда!

Разгневали мы, люди, духов моря
И будет непомерною цена.
Расплата очень близко! Горе! Горе! 
Идет на нас гигантская волна!

Смотрите: птицы дружно улетают,
Тюлень ушёл и зверь сейчас уйдёт.
Скорей на сопку, где снега не тают,
Туда, где Бог наш издревле живёт!

Перемешались люди, звери, мыши,
Из силы выбиваясь, лишь бы прочь!
А с моря грозной силы рокот слышен...
Бежать! Бежать! Хоть уж бежать невмочь.

Шаман на сопку свой народ уводит.
И вдруг испуганный, истошный крик:
"Смотри, шаман, вода, вода уходит!
Разгневан дух морской, ты прав, старик!"

Вода ушла почти до горизонта,
Открыв все таинства морского дна,
А дальше — наступающая фронтом,
Пока ещё не страшная волна.

Но с каждою она секундой ближе,
Неимоверной движется стеной.
И вряд-ли этой сопки будет ниже...
О, всемогущий, помоги, укрой!

Бушует ветер, злой волной гонимый.
И вот уже чудовищный накат
Волны немыслимой, несокрушимой...
Конец? Но, нет, лишь пены водопад!..

Внизу стихия дьявольское зелье
Меж сопок варит, как в большом котле,
Жилищ остатки, камни и деревья
Кипят, от брызг в полупрозрачной мгле.

А на вершине, вновь непобеждённый,
Стоит, в людском вокруг себя кольце,
Древнейший идол, кем-то возведённый,
С ухмылкою на каменном лице.

 

 

 

Уважаемые авторы! По вашим многочисленным просьбам внесены некоторые изменения в Правила сайта, касающиеся публикаций произведений большого объёма. В тех случаях, когда автор размещает продолжение одного и того же произведения в виде его последующих глав,частей и т.п., ему разрешается до четырёх публикаций в сутки..


Просьба к читателям! Поддержите, пожалуйста, творчество автора вашими комментариями здесь или репостами в соцсетях, нажав на соответствующие значки внизу этого текста.

+2
06:37
43
RSS
00:02
Интересный сюжет, в изложении хорошо переданы драматичность и экспрессия.
Мария, я уже знаю, что ты предпочитаешь конкретные замечания. Попробую? macho wink

В целом — очень и очень хорошо, но всё-таки можно кое-что подправить. Например:
Но, с каждою она секундой ближе,

Здесь лучше вот так поменять местами слова:
Но с каждою секундой она ближе
Запятую после «но» ставить не надо.

Открыв все таинства морского дна,

Сбой ударения на слове «таинства».

О, всемогущий, помоги, укрой!

Изменить бы строку, здесь сбой ударения на слове «помоги».

Волны немыслимой, несокрушимой...

Не хватает два слога. Можно так:
Волны немыслимой поток несокрушимый…

С ухмылкою на каменном лице.

Я бы в конце поставила восклицательный знак вместо точки. Экспрессия теряется. Концовка будет выглядеть более внушительной:
С ухмылкою на каменном лице!

Это всё — в качестве пожеланий. Но работа, несомненно, талантливая. kissed

04:41
+1
Привет, Рика! Очень тебе рада!

1. «Но, с каждою секундой Она ближе», когда я его писала, то именно так, сразу и было, а потом, во время вычитки, обнаружила, что получился сдвиг ударения, читалось «Она», потому, что следом идёт ударный. В нынешнем варианте сдвига нет. На досуге подумаю о новом варианте строки, видимо инверсия не очень удачная получилась. Запятая осталась после переделки строки, а я не обратила внимания, спасибо, что подсказала — уберу непременно. И вообще, если где увидишь косяк по этому поводу, буду благодарна, если подскажешь. У меня с этим делом напряжёнка!

2. «Открыв все таинства морского дна» Сбоя в этой строке нет, здесь «все» пролетает безударным, «как за здрасьте», даже не царапнув слух, потому, что упор в строке на слово «тАинства».

3. «О, всемогущий, помоги, укрой!». Здесь тоже сбоя нет: о- все-мо-ГУ-щий по-мо-ГИ- ук-РОЙ. Тут тебя, видимо, сбило с толку то, что два раза в строке по три безударных подряд, это нормально и ритм не нарушает.

4. «Волны немыслимой, несокрушимой...» Считаем: вол-ны-не мыс-ли-мой-не-сок-ру-ши-мой. Все одиннадцать на месте. Даже можно по количеству гласных посчитать, потому, что сколько гласных, столько и слогов. Их 11.

5. По поводу восклицательного знака, пожалуй, тоже не соглашусь. Экспрессия, это сама волна, стихийное бедствие, а идол спокоен, как танк, он стоит себе и тупо ухмыляется, ему всё равно, что там, внизу, творится. Как-то так.

Спасибо, Рика, что внимательно читаешь и стараешься помочь. Я очень тебе благодарна!
Чесслово! inlove kissed rose

Вот, придумала! «И с каждою секундой ближе, ближе...» Как тебе этот вариант? Мне кажется — вполне.
20:16
Допускаю, что я накосячила, когда писала свои советы, потому что воспринимала на слух, без подробного анализа. Ну давай посмотрим сначала.
У тебя пятистопный ямб. То есть, в идеале должно быть пять ударений на строку.
Расставим ритмические ударения и проверим наши спорные строки.
Твой вариант: «Но с кАждоЮ онА секУндой блИже»
Что видим? Да, ритмического сбоя у тебя здесь нет, значит я была не права. Но… В слове «каждою» у нас два ритмических ударения, одно из которых (на «Ю») – это пиррихий, то есть пропуск одного лишнего в слове ударения, когда стихи в этом месте читаются мягко, безударно.
Тот же самый пиррихий видим и в моём варианте, но добавился псевдоударный на слове «она» — здесь тоже читается безударно.
«Но с кАждоЮ секУндой Она блИже». Читаются оба варианта. А в чём же разница? Наверное, только в инверсии и фонетическом звучании, которые я уловила. Так что дальше копать нет смысла. Другая строка:

«ОткрЫв все тАинствА морскОго днА»
Снова пиррихий. Только гладко прочесть эту строку с пиррихием уже не получится, потому что если мы упустим второе ритмическое ударение в трёхсложном слове «таинства», то в итоге будет подряд три безударных слога. А это явный сбой размера и ритма.

«О, всемогущий, помоги, укрой!». Здесь тоже сбоя нет: о- все-мо-ГУ-щий по-мо-ГИ- ук-РОЙ. Тут тебя, видимо, сбило с толку то, что два раза в строке по три безударных подряд, это нормально и ритм не нарушает.


Дело в том, что у тебя пятистопный, а не трёхстопный ямб. Ударные: 2,4,6,8,10. И вообще, три безударных слога подряд в любом ямбе никак недопустимы. Ты применяешь слишком длинные для схемы ямба слова. Ямб – двухсложный размер. Безударный-ударный. Длинные слова без сбоя ритма в него втиснуть очень проблематично.

«Волны немыслимой, несокрушимой...» Считаем: вол-ны-не мыс-ли-мой-не-сок-ру-ши-мой. Все одиннадцать на месте. Даже можно по количеству гласных посчитать, потому, что сколько гласных, столько и слогов. Их 11.


Да, все 11 на месте, а прочитывается со скрипом. Всё по той же причине – смежные безударные (пиррихии), поэтому мне интуитивно захотелось вставить между ними ударный «поток». Ты ведь сама видишь, что при декларации интонационно в этой строке выделяются только два сильных ударных слога: Волны немЫслимой, несокрушИмой. Даже на слове «волны» ударение хочется упустить, чтобы усилить эпитеты. Место сильное, но ритмический рисунок, к сожалению, нарушен.
Ну, как-то так…. rose
Может опять накосячила с разбором, не люблю я всю эту препарацию. Но пришлось вескими аргументами аргументировать, а не «я так чувствую». blush macho laugh
Комментарий удален
07:36
+1
1.«Но с каждою секундой она ближе»
Нет, не то же самое! Ритмическое ударение возможно только наряду с обычным, а у тебя в слове «она» одно ритмическое и не совпадающее с обычным, поэтому слово однозначно звучит неправильно: «Она», а это стопроцентный сбой.

2. Что значит «Снова пиррихий»? Давай уж разберёмся, что это такое:
".Пиррихий
Значение слова Пиррихий по Ефремовой:
Пиррихий — Безударная двухсложная стопа ямба или хорея (в русском стихосложении).

Пиррихий в Энциклопедическом словаре:
Пиррихий — (греч. pyrrichios) — в силлабо-тоническом стихосложении пропуск ударения в стопе ямба или хорея (''На берегу пустынных волн'', А. С. Пушкин).

Значение слова Пиррихий по словарю Ушакова:
ПИРРИХИЙ
пиррихия, м. (греч. pyrrichios) (лит.). Двусложная стихотворная стопа из двух безударных слогов, напр. третья стопа в следующей ямбической строчке: когда|не в шу|тку за|н+емог (Пушкин).

Определение слова «Пиррихий» по БСЭ:
Пиррихий (греч. pyrrhнchios, от pyrrhнché — название военной пляски)
в метрическом стихосложении Стопа из двух кратких слогов ( ); в тоническом стихосложении П. условно называют пропуск ударения на ритмически сильном месте в хорее и ямбе («Три девицы под окном...», «И лучше выдумать не мог...»).
Обычно в русском стихе П. чередуются с полноударными стопами, образуя в строке дополнительную волну вторичного ритма".

Как видишь, этот приём для того и существует, чтобы можно было использовать длинные слова в ямбе и хорее и именно по причине короткой стопы. Зачем здесь упускать второй ритмический слог? Я не поняла, выкинуть слог, или заменить слово, что-ли? зачем? Оно прекрасно вписывается и легко читается именно благодаря пиррихию т.е. трём безударным подряд. Три безударных в ямбе и хорее, это не сбой, главное, чтобы последующие ударные совпали. Возьми любого классика. Вот, например Есенин:
«МиЛА-Я, НЕ бойся, я не груб,
Я не стал развратНИ-КОМ-ВДАли,
Дай коснутьСЯ-ЗА-ПЫлавших губ,
Дай прижаться к деВИЧЬ-ЕЙ-ГРУди.
Пиррихий в каждой строке! Что это, тоже сбои?

3. Ты говоришь, что три безударных в любом ямбе не допустимы.
Ещё как допустимы, причём независимо от количества стоп, лишь бы поместилось. Для этого и существует для ямба и хорея — пиррихий. Именно из-за их короткой стопы.

4. Уже надоело повторять одно и то же. Здесь просто приведу пример:
»ОТ-ГО-ВОрила роЩА-ЗО-ЛОтая
БерёЗО-ВЫМ-ВЕсёЛЫМ-Я-ЗЫком
И-ЖУ-РАВли печальНО-ПРО-ЛЕтая
Уж не жалеют больше ни о ком"
Тоже пятистопный ямб и в трёх строках по два пиррихия.
Я не знаю почему для тебя стих прочитывается «со скрипом». Да, стихотворение сложное, но не по техническим причинам, а по содержанию, но не до такой же степени чтобы «скрипело».
Но, как говорят: на вкус и цвет товарищей нет.
Только не обижайся, пожалуйста — в спорах рождается истина. Я же признала, что инверсия не очень удачной получилась. Какой смысл спорить, если так и есть? Я думаю, что нам лучше прекратить эти дебаты, а то ещё, не дай Бог поссоримся, а я этого не хочу.
22 (13)
P.S.
Рика, по-моему, до меня дошло, что ты имела ввиду. Вот смотри, здесь ничего упускать не нужно, тут и так три безударных подряд, как и должно быть.
«Открыв все таИНСТ-ВА- МОРСкого дна»
Ты, наверное, думаешь, что раз пиррихий двухсложный, то он нарушает ритм и размер?
Это не так. Тут получается, что к одному безударному ямба добавляется два безударных пиррихия, итого — три и ритмическое ударение как раз должно падать на средний безударный. Именно поэтому должно быть три безударных, иначе сбой. Пиррихий не замещает, он добавляется. Вот Есенин, что я тебе приводила, тут хорей:
! — — — ! — ! — !
! — ! — ! — — — !
! — ! — — — ! — !
! — ! — ! — — — !
Смотри, там, где три безударных ритмическое ударение непременно падает на средний, т.е. сохраняется ритм именно хорея: ударный-безударный, ударный безударный. То же самое и с ямбом, только там безударный-ударный.
20:10
+1
Мария, давай считать, что я тебе кроме похвалы ничего не писала, не стоит нам продолжать эти технические разбирательства. Стихи отличные! И всё. wink
Я думаю, что нам лучше прекратить эти дебаты, а то ещё, не дай Бог поссоримся, а я этого не хочу.

Ну хоть в чём-то мы с тобой единодушны. drink
03:31
+1
Фу, ну просто — гора с плеч! За дружбу drink дзыньььь… 22 (13)
Загрузка...
|
Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!
Литературный Клуб "Добро" © 2018 Работает на InstantCMS Иконки от Icons8 Template cover by SiteStroi